#2   М н е м о т е х н и к а   -   у ч е б а   б е з   п е р е г р у з о к


Поговорим об энтузиазме

Насколько легко и споро идет работа, когда мы полны вдохновения: набрасываемся на новый предмет и сходу основательно продвигаемся вперед - на несколько уроков, если речь о языке; может быть даже пол-учебника удастся одолеть с налета. Но рано или поздно первоначальный задор угасает, ставшая привычной работа превращается в рутину, и продвижение замедляется, вплоть до того, что и вообще останавливается. Предмет, который мы начали изучать самостоятельно, для собственного удовольствия, кажется бессмысленным продолжать через силу, хотя и оставлять не хочется - все-таки результаты какие-то есть, время потрачено. Получается как чемодан без ручки - и нести тяжело и бросить жалко.
Kак же быть? Отчасти решить проблему призван мнемотехнический подход - эффективные приемы запоминания позволяют на первой волне энтузиазма освоить язык настолько, что бы начать читать на нем, хотя бы адаптированные тексты (а в случае эсперанто и вполне серьезную литературу). Чтение разнообразных текстов наиболее предпочтительный метод освоения языка, который состоит не просто из слов, а в значительной степени из устойчивых конструкций (в русском это не только фразеологические обороты типа "бить баклуши" или "лезть на рожон", но и "заострить внимание", "обратиться с просьбой", "убить время" и т.п. В любом языке их масса; есть языки, где таких оборотов гораздо больше чем в русском.)
Полные сборники таких фраз с переводом и комментариями не всегда доступны (это десятки томов понадобились бы, описать все эти "поднять вопрос", "сдавать позицию"), да и зачем читать нудные списки: любое литературное произведение - готовый сборник употребительных оборотов. Читаем, привыкаем - "впитываем язык".
По учебнику можно усвоить только основы, настоящее овладение языком начинается при его использовании - чтении, или, при возможности, живом общении (сейчас его свободно можно найти в интернете).
"Букварный период" желательно пройти насколько можно быстро, пока не угас энтузиазм вызванный новизной предмета.
Подогреть интерес можно и сменой учебника: лучше заниматься чередуя несколько разных - у каждого автора свой подход, у всех найдется что-либо полезное, что недопоймешь в одном пособии, прояснится в другом.

Интересная цитата из психолога Н.Козлова, касается уже не только изучения языка, но и вообще любой деятельности: "..Мы почти всегда достигаем цели, всегда! Но не той, что объявлена (пусть в мыслях), а тайной, настоящей нашей цели. То, чего мы действительно всей душой хотим, того мы и достигаем.
Например, мы говорим себе: моя цель получить образование
На самом же деле мы просто хотим кончить школу с хорошими отметками в аттестате. А это не одно и то же, хотя и близко! Или на самом деле тайная наша цель состоит в том, чтобы тратить на занятия как можно меньше сил и времени. Человек достигает того, чего он действительно хочет, но он не может достичь двух цепей сразу, даже если они и близки между собой. Из двух целей "хорошо окончить год" и "весело провести год" можно добиться любой, но только одной из двух: или первой, или второй. Дело в том, что для достижения каждой цели возникает или создается людьми специальная система, предназначенная для достижения именно этой цели. Настроимся на бездельное провождение времени и весь организм переключится на эту цель. Нас будет постоянно клонить ко сну, станет невыносимо трудно вставать по утрам, любой учебник будет вызывать отвращение. Настроимся на деятельную, бодрую жизнь и нам будет достаточно пяти-шести часов сна, все будет кипеть в руках и даже минутное безделье будет причинять страдание. Организм перестроился, система чувств, воли, желаний подчинилась цели. Организм сам подлаживается к желанной цели, нам надо только сильно хотеть чего-то и не хотеть в то же самое время чего-то другого!..Не будем жаловаться на волю, отбросим эти пустые разговоры.. Если что-то не получается? Значит, произошла незаметная подмена цели. Научимся направлять свою волю к цели, то есть точно определять цель - научимся хотеть .."
( http://psy.com.ru/psy.asp?gl=8&id=44 )
Т.е на учебу нужно настроится. Может быть вам помогают какие-нибудь релаксационные методы, самовнушение, хотя такими вещами, что бы они удавались, тоже нужно серьезно заниматься. Что еще можно предпринять?
Как мы поняли: главное захотеть, и все получится. Как захотеть?
"Подмена цели", которая порой "играет с нами злую шутку" (вот еще речевой оборот :) ) может в этом деле помочь.
Захотеть заняться алгеброй? - действительно непросто. А может тогда направить желание на что-нибудь другое?
Отдаленные преимущества хорошей успеваемости не всегда помогают загореться энтузиазмом, можно попробовать цели более близкие.
Ну, например, ответить параграф позаковыристей и поразить окружающих. Попробуйте позаниматься с кем-то, кто начал позже вас, или младше - на курс, на класс. Иногда, помогая другому и сам лучше вникаешь в вопрос.

Еще цитата, из I.Franka:
" Начну с притчи. Русские спортсмены как-то узнали, что в Тибете есть монастырь, где монахи во время одного своего религиозного праздника пробегают 80 километров. Спортсмены заинтересовались этим достижением и послали делегацию - перенимать опыт. Монахов попросили продемонстрировать свое искусство. Тибетцы сначала не поняли, чего от них хотят. Зачем бежать, когда нет праздника? Ведь обычно они бегут к месту, где проводится праздник. Но гости настаивали. Пришлось согласиться на это бессмысленное дело. И побежали. И видят наши спортивные деятели: вот один монах бежит, бежит - и вдруг садится на обочине, тяжело дыша, потом другой. Подходят и спрашивают: "Что же ты сидишь? Ты ведь и километра не пробежал?" А он отвечает: "Устал". Простой восточный человек. Устал - сел отдохнуть. Не понимает, что можно бежать без цели, а лишь на время и расстояние - ради самого бега. Одним словом, никто ничего не пробежал, все сошли с дистанции. Делегация уехала ни с чем. А потом опять был этот буддийский праздник, и опять монахи побежали к месту праздника, и все без труда пробежали эти 80 км. А все дело в том, что они ведь не считали километры и не засекали время. Они думали о другом. Бег к месту праздника для них есть часть праздничного обряда. Они бегут, скажем, вдоль озера, держат руки за головой и читают определенный набор молитв. Потом огибают гору, читают другие молитвы, держат руки еще как-нибудь по-другому. И так далее. Вот они и не устают. Бег для них - средство, а праздник - цель. Какое отношение имеет эта история к освоению языка? Самое прямое. Вы начинаете читать текст учебника - и сразу чувствуете усталость, как тот монах, что сел на обочине, не пробежав и километра. Почему? Вы ленивы? Нет, вы не виноваты, это нормальная реакция человеческой психики. Ведь язык, как и бег, средство, а не цель. Когда вы что-либо читаете, вам должен быть интересен не язык, а содержание текста. О языке вы при чтении забываете. Текст учебника же составлен так, что язык в нем - цель, а содержание - средство, постольку-поскольку. Поэтому ваша усталость и нежелание читать такой текст - защитная реакция психики на попытку вторгнуться в нее и перевернуть все вверх дном.

Еще пример. Вы преподаватель, перед вами группа. Вам нужно, чтобы вот этот человек сейчас встал и прошелся по комнате. Вы можете его попросить: "Встаньте, пожалуйста, и пройдитесь по комнате". Он выполнит вашу просьбу, но ему будет неловко, что и отразится на его походке. Однако вы можете сказать и так: "Будьте так добры, откройте, пожалуйста, дверь". Результат будет тот же: он встанет и пройдется, но при этом будет чувствовать себя совершенно естественно, раскованно. Во втором случае открывание двери цель, встать и пройтись средство. В первом же случае встать и пройтись превращается в цель, в самоцель, но это противоестественно. Это средство, потерявшее свою цель, средство, которое насильно заставляют быть целью.
Мы пользуемся языком не на уровне значения, а на уровне смысла. Только круглый идиот может, выйдя на улицу, называть то, что видит: "Дерево растет. Оно большое. Это береза. Листья зеленые. Кошка бежит к дереву. Кошка серая. Она бежит быстро" и т.п. Вы узнали, конечно, стиль традиционного учебника. Беда традиционного обучения в том, что язык дается как самоцель, а не как средство. Поэтому чтение или аудирование, предлагаемое вам, должно быть прежде всего интересно само по себе, а разговорный язык нужно осваивать в живом ситуативном общении.
А вот самый важный совет: язык надо учить интенсивно.
Занимайтесь регулярно и часто, желательно каждый день. Эффективнее заниматься 5-6 раз в неделю по 1,5-2 часа, чем раз в неделю 10 ч подряд. Если какой-то день "выпадает", постарайтесь уделить языку хоть полчаса. Немцы говорят: Wer rastet, der rostet ("Кто останавливается, тот ржавеет"). Когда уровень приближается к среднему, можете сократить частоту до 2-3 раз. Лишь на продвинутом этапе позволительны еженедельные уроки.
Приведу два сравнения. Первое: язык - груда кирпичей. Вы постепенно берете из нее кирпичи и аккуратно складываете в другом месте. Когда вы выберете все кирпичи - язык выучен. Второе сравнение: язык - это ледяная горка, на которую вам нужно взбежать. В первом случае (груда кирпичей) язык предстает как определенный объем материала, как учебный предмет, как самоцель. Вы его постепенно выучиваете - причем совершенно неважно, в каком режиме, с какой интенсивностью: главное, нужно перебрать все кирпичики. Если 100 кирпичей, то 100 занятий. Неважно, каждый день или раз в неделю. Это неверное представление. Во втором случае (ледяная горка) важна интенсивность. Забежали быстро на горку - все, язык ваш. Если нет - будете все время съезжать. Результат 100 занятий может быть равен нулю (и тут уже вообще не играет роли количество занятий - раз вы скользите на одном месте). Можно тысячу раз нежно прикоснуться к закрытой двери - и она останется закрытой. А можно, сложив воедино все эти усилия, один раз грубо толкнуть ее - и она откроется. Язык не изучают как какой-либо объем материала, к языку привыкают - привыкают им пользоваться. Поэтому я стараюсь говорить "освоить язык" сделать его своим, а не "учить язык". Здесь нужно соблюдать определенный режим - подобно тому, как при спортивных тренировках или лечебных процедурах. Поэтому прежде чем приступить, подумайте, сможете ли вы уделять языку хотя бы 2 часа ежедневно. И не только уделять время, но и развернуть в эту сторону свою душу, сделать так, чтобы язык стал частью вашей жизни? До языка ли вам сейчас? И не говорите: "Да, времени, конечно, маловато, Но хоть понемножку, Все же лучше, чем ничего" В том-то и дело, что не лучше. Вы просто будете буксовать на одном месте. Зато можно осваивать язык этапами, циклами. Например, месяц или два - интенсивно, погрузившись с головой, месяц - перерыв. Освоение языка нельзя растягивать. Язык нельзя выучить за 8 лет (обычный срок бесплодного изучения языка: 6 лет школы плюс 2 года вуза - и ноль на выходе), но можно выучить за год. Если вы начали учить язык и забросили - всё быстро забудется, выветрится. Если вы уже освоили язык, то он не забывается, удерживает сам себя. При перерыве ослабевает лишь разговорный навык, но и он быстро восстанавливается с новой практикой.
Вы немножко запустили язык, и вам хочется его повторить перед тем, как начать новое погружение, новый цикл. Пройти еще раз всё сначала. Не делайте этого! Во-первых, это скучно. (Скука же - показатель того, что вы идете неверным путем). Во-вторых, язык не имеет начала и конца: он не линейка, а шар. Поэтому нужно все время стараться схватить его в целом: не изучить, а привыкнуть. Иначе забуксуете. Чем повторять зады, лучше бежать вперед. Тем самым вы и зады повторите (так как имеете дело с шаром). Например, вы читаете книгу со словарем. Лучше читать дальше, чем постараться получше усвоить прочитанное. Чем зубрить слово, встреченное на первой странице, лучше прочесть новые 50 страниц и, повстречав это слово несколько раз, невольно его запомнить. А также множество других слов!
Нет людей, не способных к языку. Это же не музыка. Вы по-русски говорите? Значит, с мозговыми центрами, отвечающими за язык, у вас всё в порядке. Возраст также не играет роли. Это всего лишь распространенный предрассудок, что язык нужно учить в детстве. Большинство людей выучивает язык во взрослом возрасте. Никаких возрастных ограничений здесь нет. Главное не бояться прыгнуть в воду."

И, в заключение, метод доктора Леви, помогающий в безнадежных случаях.
Способ на первый взгляд весьма странный, но работающий. Если вам нужно раскачаться на какое-то дело, к которому и "руки не лежат" и "с души воротит" - проделайте следующую процедуру: плюньте на это дело, лягте и расслабьтесь, искренне позвольте себе его не делать: "будь что будет, конец света же не наступит". Успокойтесь, а потом начинайте усугублять: изо всех сил заставляйте себя НЕ-ХОТЕТЬ заниматься этим самым делом, сосредоточьтесь на своем нежелании и постарайтесь его насколько можно усилить. Организм наш устроен так, что не выносит насилия и "норовит действовать вопреки". Ощущайте усиленное НЕ-ХОТЕНИЕ не отвлекаясь в течении десяти-пятнадцати минут и когда после этого вы выйдете из процедуры, почувствуете если не прилив энтузиазма, то отвращение к предстоящей задаче разительно уменьшится.

Следующий раз поговорим о том, как пробудить интерес к занятиям у ребенка.
До новых встреч.
Автор.