#3   М н е м о т е х н и к а   -   у ч е б а   б е з   п е р е г р у з о к


Как побудить ребенка задавать вопросы

Сегодня - последняя статья предваряющая основной курс,
предназначается тем, кто собирается заниматься вместе с ребенком.
Вы хотите заинтересовать малыша каким-нибудь занятием, познакомить со своим увлечением - как это сделать?
Непосредственное ознакомление: "садись, я расскажу тебе про..." не всегда эффективно и не всегда достаточно долго удерживает внимание ребенка. Бытующее представление, что дети сами непременно подхватят то, чем занимаются родители, тоже не совсем верно: сколько угодно мы можем наблюдать примеров, когда это не так: папа возится со своими схемами-шахматами, а отпрыски к ним равнодушны.
Что бы дети что-то переняли, нужно предпринять к этому целенаправленные действия. Лучше, если это будет не метод "усадить и обучить", а такие дейсвия, которые вызовут естественное любопытство малыша, что бы он сам заинтересовался и попросил вас научить его вашему делу.
Метод известен издревне и работает независимо от того, к какому делу вы хотите привлечь потомка - действует даже в случае самых скучных занятий (первоначально его применяли, что бы пробудить у детишек интерес к древним религиозным текстам ) - имелся целый арсенал необычных ритуальных действий, которые исполнялись только для того, что бы побудить новое поколение задавать вопрос: "Для чего мы так делаем?", с которого и начинался рассказ на нужную тему.

Как мы можем использовать такой подход?

Поскольку наш курс посвящен запоминанию, в первую очередь языков, рассмотрим как приложить данный метод, чтобы привлечь внимание ребенка к вашим языковым занятиям и вызвать его интерес к ним.
Как и было обещано - на примере эсперанто. :)

Как мы уже поняли, что бы у детей появилось любопытство - нужно делать что-то необычное,
делать со вкусом, увлеченно и так чтобы дети могли это заметить.

Мнемотехнические методы как нельзя лучше соответствуют этой задаче.
Вам не прийдется изобретать искусственных уловок, чтобы побудить ребенка задавать вопросы -
делайте то, что поможет вам учится: прикрепите на домашнюю утварь и детали интерьера таблички с названиями на изучаемом языке (не надо много - лучше их чаще менять), повесьте интересную репродукцию с надписанными в соответствующих местах новыми словами.

А теперь пример из языка эсперанто.


Вопросительные слова на э-то имеют следующую структуру :

KIU - кто
KIO - что
KIA - какой/какая
KIOM - сколько
KIAL - как
KIEL - почему
KIE - где
KIES - чей
KIAM - когда


Как видите слова похожи по форме, и запомнить нужно только различающиеся конечные элементы.
Главное при этом связать запоминаемый элемент со значением слова.
Как это сделать, показано на иллюстрации - человечки-колечКИ




1. "Kio" - у нас представляет робот - он, конечно, "что". Конечное "О" которое нужно запомнить на практике можно изобразить круглой лампочкой.



2. "Kiu" - КлоУн с выразительной U-образной улыбкой, это "кто".



3. 'Kia"- "Какая девочка!" Или "Какой лысый жонглер"- от остальных отличается большей разукрашенностью и следовательно возможностью задавать вопрос "какой-какая?"



4. "Kiom" - в корзинку можно даже некоторое кол-во "О" и "М" насыпать, а потом пересчтитать с ребенком сколько там их.



5. "Kie" - в замкe, среди пальм, из-за ограды выглядывают ветки окончания "Е".



6. "Kial","Kiel"- неразлучная парочка на одной паре лыж с паЛками "L" в руках. Как это они управляются, и Почему вместе? - так и смысл вопросов подключается.


Скорее всего вы запомните слова еще разгдядывая картинки, или в процессе изображения подобных, если решите изготовить их себе в помощь; но развесив игрушки-подсказки в своей комнате (а ведь Новый Год - как раз повод для забавных украшений! ) вы вызовете живой интерес у детей, которые непременно станут спрашивать что это такое и для чего нужно.
(Фигурки намеренно выполнены непритязательными, таких человечков из картонных цилиндриков без труда может склеить каждый).

Что бы мнемонические приемы работали - нужно их применять практически, простого ознакомления "прочитал- понял" - не достаточно.

Если вы решили начать тренироваться - то вот первое задание:

придумайте иллютрации для
"Kies" -чей и
"Kiam" -когда,
что бы окончание было выделено и явно было связано со значением слова.
Свои идеи можете прислать автору.


Поздравляем всех читателей с праздником, до встречи в новом году!