Рассылка. Выпуск #18

Hejmen*Домой





Окончание -N. Часть вторая


Предлог EN - обозначает, что предмет находится внутри чего-то, в каком-то месте,
помещении, на какой-то территории.

Lerni en lernejo - учиться в школе, veturi en trolejbuso - ехать в троллейбусе,
spekti filmon en kinejo - смотреть фильм в кинотеатре.


Кроме того EN употребляется, если говорят о перемещении,
когда предмет движется, собираясь попасть ВО что-то.
(Другие значения этого предлога рассмотрим позже)


Предлог AL, как мы теперь знаем, тоже может обозначать направление, движение К чему-то.

Разница между EN и AL :

AL - когда предмет движется по-направлению к некоторому месту,
но о том, проникнет ли он внутрь, ничего не говорится.


Veni al haltejo - прибыть к остановке, flugi al nordo - лететь к северу, reveni al komenco - вернуться к началу.

EN - используем, когда говорится о том, что кто-то или что-то переходит,
перемещается из одного места, помещения в другое.





Если в предложении говорится о перемещении предмета из одного места в другое -
то место, в которое направляется объект, которое является целью его движения, помечаем окончанием -n.

Если предмет перемещается в некотором пространстве, не выходя за его пределы, в этом случае, аккузатив не нужен.

Колобок катился по дороге. Pan-globo ruliĝis laŭ vojo.
Он попал к лисе в рот. Li trafis en vulpan buŝoN.

Сосед работает в саду. Najbaro laboras en ĝardeno.
Гости пришли в сад. Gastoj venis en ĝardenoN.

Облако плывет в небе. Nubo flosas en ĉielo.
Воздушный шар взлетел в небо. Balono flugis en ĉieloN.




Правило:

Место, которое является "целью перемещения" движущегося предмета,
обозначается окончанием -N



Направление движения может выражаться не только предлогом EN, но и другими, например: SUR, SUB, POST.

Пpавило остается таким же: если говорится о перемещении от куда-то в другое место,
то это место помечаем окончанием -n,
если движение происходит в пределах какой-то территории, то -n ставить не нужно.

Мышь шуршит за печью.       Мышь убежала за печь.
Muso susuras post la forno.       Muso forkuris post la fornoN.

Карандаш упал под стол.       Никита ногой катал под столом карандаш.
Krajono falis sub la tabloN.       Nikita per piedo rulis krajonon sub la tablo.

Ученик пишет мелом на заборе.       Кто-то приклеил на забор объявление.
Lernanto skribas per kreto sur barilo.       Iu algluis anoncon sur bariloN.

Лиса засунула голову в горшок. Vulpo ŝovis kapon en la potoN.

Лягушка барахталась в молоке, но не могла выпрыгнуть из горшка, пока в молоке не появилось масло.
Rano baraktis en lakto, sed ne povis elsalti el la poto, ĝis en la lakto aperis butero.

Путник почуствовал под ногами скользкую почву.       Зверь бросился ему под ноги.
Iranto sentis sub la piedoj glitan grundon .       Besto saltis sub liajn piedojN .



Knabo lasis
ŝipeton en akvon
Мальчик пустил
кораблик в воду
Knabo naĝas en akvo
Мальчик плавает
в воде
Knabo verŝas akvon
de unu glaso en la alian
Мальчик льет воду
из одного стакана в другой
Muso enkuris en ŝuon
Мышь вбежала
в ботинок
Muso sidas en ŝuo
Мышь сидит
в ботинке
Muso elkuris el ŝuo
Мышь выбежала
из ботинка
Katido pelis bulon
sub fotelon
Котенок загнал
клубок под кресло
Serpentoj ripozas
sub arbusto
Змеи отдыхают под кустом
Knabo verŝas akvon
sur florojn
Мальчик льет воду на цветы




Запомните:
      С AL аккузатив никогда не употребляется, поскольку этот предлог заведомо берут, когда хотят сказать только о направлении, приближении к чему-то,
но не о попадании внутрь или на новую территорию.
(Подробнее с этим предлогом мы познакомимся в дальнейшем.)


- Иди пятьсот шагов к северу от Черного Дуба, потом двадцать шагов по направлению на Лысую гору, потом направляйся к лесу, за пятьдесят метров до опушки поверни к реке, в пяти метрах от реки есть Старый Камень, подойди к нему, стань на него - и будет тебе счастье.
- Iru kvincent paŝojn al nordo de la Nigra Kverko, poste dudek paŝojn al la Kalva monto, poste iru al arbaro, antaŭ kvindek metroj antaŭ ĝia rando turnu al rivero, post kvin metroj de la rivero estas la Malnova ŝtono, venu al ĝi, staru sur ĝin kaj estos por vi feliĉo.


Запомните модель:
 
DONU LUDILON AL INFANO
- Дайте ребенку игрушку




Табличные местоимения с аккузативом и некоторыми предлогами
(Для дополнительного чтения)


KION
Kion vi trovis sub la breto? Tion, kion iu kaŝis tie.
Что ты нашел под полкой? То, что кто-то спрятал там.
TION
KIUN
Kiun vi prenus en turist-marŝadon? Tiun, kiu portos manĝilaron.
Кого вы взяли бы в поход? Того, кто будет нести посуду.
TIUN
KIAN
Kian koloron vi ŝatas? Tian, kiu similas al mar-koloro.
Какой цвет ты любишь? Тот, который похож на цвет моря.
TIAN
KIEN
Kien transiris knaboj? Tien, kie estas oportunaj lokoj.
Куда перешли мальчики? Туда, где есть удобные места.
TIEN
DE KIO
De kio estas tiu aĵo? Ĝi estas parto de tiu traktoro, kiu restis post rivero.
От чего эта штука? Она - часть того трактора, который остался за рекой.
DE TIO
DE KIU
De kiu forkuris leporo? De tiu vulpo, kiu okupis lian domon.
От кого убежал заяц? От той лисы, которая заняла его дом.
DE TIU
DE KIE
De kie estas la lignaĵoj? De tie, kie Makar bovidojn ne paŝtis.
Откуда дровишки? Оттуда, где Макар телят не пас.
DE TIE
DE KIAM
De kiam vi baraktas pri tiu proekto? De tiam, kiam nia grupo venis en tiun ĉi fakon.
С какого времени вы бьетесь над этим проектом? С того, когда наша группа пришла в этот отдел.
DE TIAM
DE KIES..
De kies plando estas tiu spuro? De ties, kiu antaŭ veni ĉi tien promenis en koto.
От чьей подошвы этот след? От того, кто прежде чем прийти сюда, гулял по грязи.
DE TIES..
AL KIO
Al kio celas tiuj esploroj? Al tio ni aliris de diversaj flankoj .
К чему стремятся эти исследования? К этому мы подошли с разных сторон.
AL TIO
AL KIU
Al kiu mi povas skribi en nova organizo? Nur al tiu, kiun mi konis dum antaŭa laboro.
Кому я могу написать в новой организации? Только тому, кого я знал во время предыдущей работы.
AL TIU
AL KIES
Al kies fenestro alflugis birdoj? Al ties , kiu ilin nutras.
К чьему окну прилетели птицы? К (окну) того, кто их подкармливает.
AL TIES.
SUR KIO/-n
Sur kio aperis unuaj folioj? Sur tio estas ne oportune sidi. Sur kion vi alkroĉis plakaton?
На чем появились первые листья? На что ты прицепил плакат?
SUR TIO/-n
SUR KIU/-n
Sur kiuj bestoj estas pingloj? Sur tiu besto povus rajdi kvar homoj.
Sur tiun stuparon infano grimpi ne povas.
На каких зверях есть иголки? На этом животном могли бы ехать верхом четыре человека.
На эту лестницу ребенок залезть не может.
SUR TIU/-n
SUR KIA/-n
Sur kia arbo noktas birdoj? Sur kiajn florojn ŝatas sidi insektoj?
Sur tiajn, kiaj plaĉas al ili.
На каком дереве ночуют птицы? На какие цветы любят садиться насекомые?
На такие, которые им нравятся.
SUR TIA/-n
SUR KIES
Sur kies lito Maŝa preferis dormi, de kies telero manĝi? De ties telero ŝi manĝis, sur ties liton ŝi kuŝis.
На чьей кровати Маша предпочла спать, чьей тарелки есть? С того тарелки она и ела, на кровать того она и легла.
SUR TIES
SUB KIO/-n
Sub kio kreskas tiuj fungoj? Sub tio estas nenio.
Под чем растут такие грибы? Под этим нет ничего.
SUB TIO/-n
SUB KIU/-n
Sub kiu rompiĝis la seĝo? Sub tiun piedon necesas meti ion, tiam la ŝranko staros firme.
Под кем стул сломался? Под эту ножку нужно подложить что-нибудь, тогда шкаф будет стоять прочно.
SUB TIU/-n
SUB KIA/-n
Sub kian ŝtonon ne fluas akvo? Sub tia elefanto eĉ fero ne eltenos.
Под какой камень вода не течет? Под этим слоном даже железо не выдержит.
SUB TIA/-n
SUB KIES
Sub kies ĉapo nun estas ovo? Sub ties, sub kies ĝin metis la klaŭno.
Под чьей шляпой сейчас яйцо? Под (шляпой) того, под чью его положил клоун.
SUB TIES
POST KIO/-n
Post kio alporti deserton? Post tio neniu nenion manĝos.
Post kion organizantoj metis nian aranĝon?
После чего принести десерт? После этого никто ничего не станет есть.
После чего организаторы поместили наше мероприятие?
POST TIO/-n
POST KIU/-n
Post kiu vi estas en la vico? Post tiu, kiu estas apud la pordo. Post kiun angulon mi devas turni?
За кем ты в очереди? После того, кто возле двери. За какой угол мне нужно повернуть?
POST TIU/-n
POST KIA
Post kia manĝo vi sentas sin sata? Post tia muziko animo kantas.
После какой еды ты чувствуешь себя сытым? После такой музыки душа поет.
POST TIA/-n
POST KIES
Post kies demando la "stelulo" fermis konferencon? Post ties akra respondo ĉiuj eliris.
После чьего вопроса "звезда" закрыла конференцию? После его (того) острого ответа все вышли.
POST TIES
POST KIOM
Post kiom da tempo venos vica buso? Post tiom da provoj io fin-fine sukcesis.
Через сколько времени прийдет следующтй автобус? После стольких проб кое-что наконец получилось.
POST TIOM
POST KIAM
Post kiam kankro fajfos. Post tiam restos nenio.
После того как рак свиснет. После этого ничего не останется.
POST TIAM


Упражнение:

1. EL, ANTAŬ, KONTRAŬ, ĈIRKAŬ, INTER, PRETER
употребляются c местоимениями аналогично.
Придумайте примеры с этими предлогами.
Составьте таблицу примеров для собирательных и отрицательных местоимений.

2.Переведите фразу:
"До кaкого места заяц бежит в лес?
- До середины. Дальше он бежит из лесу :)"


Запомните модели:

Demandi amikon - Спросить друга.
Demandi pri la libro - Спросить о книге.

Diri al frato - Сказать брату.
Paroli pri filmo - Говорить о фильме.

Respondi al instruisto - Отвечать учителю.
Respondi al demando - Отвечать на вопрос.






Antaŭ*До     Plu*Далее