Полезные статьи по теме: память и методики запоминания

Ссылки с цитатами:




      Психология памяти.Учебник

      Мнемонические ассоциации - структурный метод.

      Заметки учителя-практика
      о пременении интенсивных методик изучения ин.языка


      Для тех, кто учится и учит. Юрий Федосов

      Теоретическая мнемотехника

      Глоссарий Доктора

      Конспекты сайта "Организация времени"

      Алхимия памяти

      Развитие памяти у детей дошкольного и младшего школьног возраста

      Развитие творческого воображения. Hа сайте ТРИЗ-педагогика

      Развитие памяти у детей дошкольного и младшего школьног возраста

      Память и питание



Психология памяти.Учебник.

    "... Человек не способен удерживать в сознании даже небольшой по объему набор знаков. Он обычно способен без ошибки воспроизвести после одного предъявления всего лишь не более семи цифр, букв, слогов, слов, названий предметов и т.п. Даже семизначный номер телефона сразу запомнить может не каждый. Почему же столь плачевен результат наших попыток что-нибудь запомнить с первого раза? На самом деле ответ на этот вопрос был уже дан: сознание, как показано в предшествующем параграфе, не способно удерживать неизменную информацию. Это значит, что человек обычно забывает такую информацию, которую требуется удержать в сознании без изменений. Следовательно, как это ни парадоксально, чтобы сохранить информацию в сознании, необходимо ее все время изменять.
    Мозг автоматически запоминает любую информацию. Если эта информация не изменяется, она столь же автоматически уходит из сознания. Поэтому когда нечто сохраняется в сознании, то, вообще говоря, это происходит в нарушение нормального психического процесса. Деятельность человека по противостоянию этому нормальному процессу уходу из сознания неизменной информации включает попытки, иногда мучительные, удержать в сознании информацию путем ее изменения и специфические действия испытуемого, направленные на возвращение в сознание ушедших из него знаков.
    Эббингаузом был установлен закон, ныне носящий его имя: число повторных предъявлений, необходимых для заучивания всего ряда, растет гораздо быстрее, чем объем предъявленного ряда. Например: за одно предъявление испытуемый правильно воспроизводит 6-7 бессмысленных слогов, однако для воспроизведения 12 слогов ему потребуется уже 16 предъявлений, а для 24 слогов - 44 предъявления; если испытуемый запоминает с одного предъявления 8 цифр, то для заучивания 9 цифр ему уже потребуется 3-4 предъявления. При этом (последействие фигуры) при последующих предъявлениях воспроизводятся, прежде всего, те знаки, которые уже были воспроизведены при предшествующем предъявлении. Но это также значит, что ранее не воспроизведенные знаки продолжают упорно не воспроизводится при последующих предъявлениях (последействие фона).
    Воспоминание, как и воспроизведение, связано с действием. Люди лучше запоминают то, что сами делают и придумывают. В психологии это явление получило название эффекта генерации. В многочисленных экспериментах было показано: человек лучше запоминает те слова, которые сам создает (генерирует), чем те, которые ему показываются.
    Собственные идеи сохраняются в сознании без усилий, непроизвольно. Именно так запоминают люди с феноменальной памятью. Эффект генерации достаточно хорошо известен в практической жизни. То, чего ученик в процессе обучения достиг сам (доказал теорему, получил неожиданный экспериментальный результат, придумал оригинальную интерпретацию текста, сам - без словаря и учителя - догадался о значении иностранного слова и т.п.), часто запоминается им без особых стараний на всю жизнь. "



Мнемонические ассоциации - структурный метод.

      "... Пока потенциальные полиглоты не знают о методике ничего кроме ее предназначения, они проявляют к ней недюжий интерес и демонстрируют готовность завтра же начать штурм иностранного языка. Но как только в нашем рассказе начинается изложение сути самого главного принципа, таинственность моментально испаряется, и они разочарованно заявляют, что давно и без нас знают такой способ запоминания слов (такое заявление делают 90 желающих научиться из 100 выучивших язык по этой методике). Поэтому на первой же встрече мы всегда подчеркиваем и обводим в рамочку, что успех изучения языка зависит не от новизны принципа, а от умения правильно его использовать.
      Чтобы выучить язык, надо знать не только метод, но и подробную ТЕХНОЛОГИЮ его применения.
Метод, на который вы решились затратить патологически неконвертируемую валюту, не лежит в стороне от психологической науки. Он отличается лишь отработанной технологией. ...
      Попробуем запомнить список иностранных слов. Это мы делаем обычно двумя способами. Либо через рациональную, либо через механическую связь. При первом способе мы начинаем сознательно или несознательно объяснять себе, что "абдрапапупа" - зто то, чем рисуют на бумаге, пытаясь таким способом образовать рациональную связь абдрапапупа-бумага. Но чем заканчиваются такие попытки в большинстве случаев? Если мы не обладаем уникальной природной памятью, то происходит самое обычное забывание. При этом мы работаем с КПД паровоза - 20%. Дело в том, что связь абдрапапупа - бумага, которую мы пытаемся образовать, легко вытесняется старой, а значит, и более сильной связью в родном языке карандаш - бумага. Вот такую услугу нам оказывает наше взрослое, серьезное логическое мышление. Если же мы пытаемся механически заучить перевод, то есть насильно заставить свою память образовать связь абдрапапупа - карандаш (учим по списку как в школе), то из-за ограниченного объема нашей кратковременной памяти, которая может хранить от 2 до 26 единиц информации, происходит ее быстрое насыщение, что ведет к прекращению запоминания, утомлению и отвращению к иностранному языку. Кроме этого вытесняющее действие по-прежнему оказывают старые связи. Таким образом, логические сиособы запоминания скорее приведут к появлению негативного отношения к языкам, чем к овладению ими. ...

      Все так устали от голословных утверждений о превосходных качествах того или иного явления нашей жизни, что теперь на каждый фунт очевидного факта мы непременно требуем жирный довесок из объективной теории. Именно поэтому, боясь показаться любителям иностранных языков бездоказательными, мы приводим теоретические и эмпирические данные, выявленные отечественными и зарубежными психопогами в области памяти.
В свое время психология разделила человеческую память на три блока: сенсорный регистр, кратковременную и долговременную память.
      Основная функция сенсорного регистра - продлить время действия кратковременного сигнала для его успешной обработки мозгом. Например, укол пальца иглой сохраняется гораздо дольше, чем непосредственное воздейсгвие иглы. Сенсорный регисгр способен запоминать очень большие объемы информации, значительно больше, чем человек может проанализировать, то есть этот вид памяти не обладает избирательностью. Поэтому большого интереса для нас он не представляет.
      Для нас гораздо важнее следующий блок - кратковременная память. Именно она принимает на себя те удары, которым ученики и студенты подвергаются на занятиях иностранного языка. Именно ее насилует человек, пытаясь механически запомнить огромные объемы информации.
Главное свойство кратковременной памяти: она имеет очень малую емкость (от 2 до 26 единиц, по данным других экспериментов) и очень короткую жизнь (от 20 до 30 секунд). Но в то же время она мало чувствительна к длине единицы. Мы с одинаковой легкостыо можем запоминать 7 букв или даже 7 словосочетаний.
... сколько должно быть таких повторений, которые бы позволили нам перевести слова из кратковременной в долговременную память? Опыты Йоста в 1987 году показывают, что при механическом заучивании количество таких повторений достигает 20-30 раз. В нашем случае количество повторений, распределенных особым образом, для среднего человека составляет 4 раза.
... Все отлично знают, что чем больше элементы запоминаемого материала похожи друг на друга, тем больше усилий надо приложить для их запоминания, чем однороднее элементы, тем труднее они усваиваются. Так почему же мы все поголовно составляем списки слов, пусть разных по значению, но однородных по форме, и учим, учим! Что вам приходит в голову в первую очередь, когда вы вспоминаете перевод какого-нибудь слова, записанного в списке? Естественно, месторасположение этого слова на листе бумаги. Не надо этим гордиться, это нисколько не говорит о положительных особенностях вашей памяти. Просто у нее нет возможности зацепиться за что-либо более существенное, более характерное для данного слова. Список слов слишком однороден. Отсюда следует глобальный, как и все предыдущее, вывод:
      Каждое слово обязательно должно иметь яркко отличительную совокупность меток. Надо лишить однообразия все слова списка и тогда они начнут запоминаться непроизвольно, без нашего участия. Как добиться зтого? Мы не утверждаем, что смогли достичь в нашем методе идеала, но приблизиться к этому требованию нам, пожалуй, удалось.
Запоминаемая информация должна содержать динамичные элементы или ассоциироваться с ними. В противном случае она стирается без следа;
мы предлагаем в качестве цели мысленное манипулирование словами: подобрать к иностранному слову сходное по звучанию русское, отношения между словами пары должны быть необычными, нелогичными, во-первых, и динамичными, то есть содержать движение, во-вторых.
Необычное отношение между словами является очень яркой эмоционально окрашенной меткой. Каждое слово в списке становится индивидуальным, отличным от других.
Таким образом, основные наши усилия сосредоточены не на запоминании слов, а на создании струкгуры. Вы сами сможете убедиться как эффективно в нашем случае начинает работать непроизвольное запоминание.
      Как показали занятия, проводимые с изучающими иностранный язык, все подобные операции вызывают на первых этапах затруднения, усугубленные кажущейся надуманностью, несерьезностью и т.д. Многие в процессе ассоциирования начинают испытывать дискомфорт от того, что окружающие внимательно слушают их "глупости". В действительности, умение быстро сочинять такую "глупость" говорит о вашем нестандартном, творческом уме. Этот метод хорош хотя бы тем, что даже если вам не удастся выучить с его помощью язык (что маловероятно), у вас значительно улучшится творческое мышление. Вы начнете видеть вещи в новом для вас свете. Многие испытуемые стаковятся язвительными и ехидными, поскольку вдруг обнаруживают неоднозначность нашей речи. Этот метод особенно полезен для изобретателей и ученых (а также снабженцев) как упражнение на гибкость мышления. "



Заметки учителя-практика о пременении интенсивных методик изучения ин.языка

Практические приложения, которыми может воспользоваться учитель-практик.

      "При воспроизведении какого-либо текста с целью его запоминания в памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие данный текст, сколько содержащиеся в нем мысли. Они же первыми приходят тогда, когда возникает задача вспомнить данный текст. Установка на запоминание способствует ему, т. е. запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую мнемоническую задачу. Если данная установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывает механизм памяти. То, что в структуре деятельности занимает место ее цели, помнится лучше, чем то что составляет средства осуществления данной деятельности.
      Для хорошего заучивания материала целесообразно не сразу его учить наизусть. Лучше повторение материала распределить по времени. Один из интересных эффектов памяти, которому до сих пор не найдено удовлетворительного объяснения, называется реминисценцией. Это улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных повторений. Чаще это явление наблюдается при распределении повторений материала в процессе его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть. Отсроченное на несколько дней воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его выучивания. Реминисценция, вероятно, объясняется тем, что со временем логические, смысловые связи, образующиеся внутри заучиваемого материала, упрочиваются, становятся более ясными, отчетливыми."



Для тех, кто учится и учит. Юрий Федосов

      "...Для скорейшего и более эффективного запоминания учебного материала, которым может быть любая информация (от новых слов иностранного языка до формул и т.п.), в качестве фона для неё используйте три цвета:
      красный,
      жёлтый,
      и зелёный.
Запоминание происходит постепенно при повторении материала минимум два раза в день. Изучая иностранный язык, к уже имеющимся словам каждый день добавляйте новую "порцию".
Начинать следует с красного. Красный цвет, если, конечно, Вы не дальтоник, через зрительный нерв помогает передать памяти дополнительный "раздражающий" импульс. Правда, есть одно "но" - насколько быстро запоминается информация, прочитанная с красного фона, настолько же быстро она забывается без повторения.
А информацию, требующую для запоминания больше времени, следует перенести на жёлтый фон. Различие длин световых волн жёлтого и красного цветов непременно сыграет свою положительную роль. И, несмотря на то, что усвоение информации с жёлтого фона потребует чуть больше времени, всё же память удержит её крепче .
И уж если есть нечто такое, что не запоминается (или запоминается с трудом) с жёлтого фона, тогда следует перенести такой материал на фон зелёного цвета."




Теоретическая мнемотехника.

    Запоминание текста наизусть.

      "...Запоминание учебных тексов (содержащих набор модельных предложений) важная предпосылка развития навыка устной речи. Поэтому преподаватели на курсах и авторы учебных пособий настойчиво требуют запоминания таких текстов наизусть.
      Что нам может предложить педагогика? Вариантов два. Первый - зубрить текст как стихотворение. Второй вариант - пересказывать текст своими словами, по смыслу.
Чем плох первый вариант (зубрежка) - зазубривание прозаического текста объемом в одну книжную страницу может занять очень и очень много времени.
      Второй недостаток зубрежки заключается в том, что зазубренный текст (как и стихотворение) всегда воспроизводится с самого начала. Человек, зазубривший текст наизусть, не может начать его воспроизведение с пятого, десятого предложения. Следовательно, модельные предложения учебного текста не могут быть использованы в будущем в устной речи при конструировании собственных высказываний на иностранном языке. Процесс запоминания теряет смысл. Подразумевается, что, запомнив текст наизусть, ученик сможет использовать в речи отдельные его части, как эталоны. Но как раз части и не могут быть воспроизведены! Зазубренный текст воспроизводится только с начала до конца, как магнитофонная пленка.
      Смысловой пересказ учебного текста - а здесь речь идет именно об учебных текстах, содержащих наборы модельных предложений - также не годится. Пересказывая текст своими словами, ученик искажает тщательно подобранные методистами предложения. Смысловой пересказ создает большое количество грамматических ошибок.
Учебные тексты нужно запоминать слово в слово, наизусть.
Но как запоминать? ..."



Зиганов Марат Александрович, доктор педагогических наук (МАН), профессор Европейского университета права:
"Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
Но как, используя этот механизм, можно запомнить телефонный номер, историческую дату или целую хронологическую таблицу? На этот вопрос мнемотехника дает исчерпывающий ответ.
Возможности зрительной памяти намного больше, чем вы привыкли думать. И процесс фиксации зрительных образов в памяти достаточно хорошо поддается контролю. Чтобы понять, почему мнемонисты запоминают информацию с помощью зрительных представлений, давайте рассмотрим простую аналогию. Вы знаете, что компьютер внутри своего процессора оперирует только нулями и единичками. Чтобы компьютер понимал команды, их необходимо закодировать соответствующим образом. Для этого существуют специальные устройства, осуществляющие обратное кодирование с языка компьютера на язык букв и слов.
Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Научившись общаться со своим собственным мозгом, вы не только научитесь запоминать, но и увидите его работу изнутри. Для вас станут очевидными многие явления, которые до сих пор остаются загадкой для психологии.
Чтобы наладить контакт с мозгом и пробить тропинку к своей памяти, вам придется немного потренироваться. Простое ознакомление с мнемотехникой не даст результата. Мозг упорно сопротивляется любым «нововведениям». Но русская пословица гласит: «терпение и труд все перетрут»."



Глоссарий Доктора

Терминология:

" - Память - когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта. В наиболее простой форме память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов, в более сложной форма предстает как воспроизведение в представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии. Узнавание и воспроизведение также могут быть произвольными и непроизвольными. В настоящее время память рассматриваются в контексте других когнитивных процессов (Р.Аткинсон, А.Бэддели, П.Линдсей, Д.Норман, Д.Румельхарт).
- Актуализация связей(от лат. actualis - деятельный) - воспроизведение индивидуального опыта, который может быть представлен мыслями, представлениями, движениями, эмоциональными состояниями и т. д.
- Ассоциация(от лат. associatio - соединение) - связь между двумя психическими элементами, возникшая в результате опыта и обусловливающая при актуализации одного элемента связи проявление и другого. В различных направлениях ассоциативной психологии было предложено выделять ассоциации по типу их образования. Так были выделены ассоциации по сходству (красное - пурпурное), по контрасту (большое - маленькое), по смежности в пространстве или во времени (запах приправы к пище вызывает аппетит), причинно-следственные (сильный ветер - озноб). Было обнаружено, что сила связи зависит от ряда условий (сила впечатлений, вызываемых элементами связи, их новизна, а также способности индивида).
- Буферная память - кратковременная память, в которой хранение информации обеспечивается за счет цикличности процесса обработки информации (повторение запоминаемой информации, сканирование)."



Алхимия памяти

      ".. Сейчас доказано, что долговременная память вечна, человек помнит каждый день своей жизни и при определённых условиях может вспомнить любые подробности — под гипнозом, в результате стресса или болезни… Но раз так, то секрет связан именно с воспоминанием! В первую очередь надо учиться вспоминать — увиденный фильм, книгу, мелькнувшее лицо… Обычно же всё наоборот, учат запоминать, а уже потом вспоминать.
...
      Считается, что со старостью приходит потеря памяти — хотя реально память становится хуже всего-то на 10 процентов. Всё остальное либо связано с заболеваниями, либо память остаётся просто не задействованной. Но есть универсальные способы её сохранить, причём не требующие никакого реквизита — например, вспоминание прожитого дня перед сном. В прямом порядке или, что более сложно, в обратном. Вспоминание лиц, фраз, запахов — по шагам. Или мысленно вернуться в наиболее приятный период жизни, подробно его вспомнить. "



Конспекты сайта "Организация времени"

      Симон Соловейчик "Час ученичества" Москва,изд."Детская литература" 1986г.
"...Слова на волю не действуют, вот в чем трагедия. Кто-то даже написал, что борьба слов с волей — это борьба глиняного горшка с чугунным...
Есть сотни способов закалять свою волю: обливаться холодной водой, спать на гвоздях, отказывать себе в том, что любишь,— словом, истязать себя всевозможно. Про эти способы я ничего не могу сказать, так как никогда не пробовал их на себе.
Речь пойдет об одном — о работе. В конце концов, слабая воля, если она не ведет к тяжелым проступкам, не такой уж страшный грех, от которого каждому человеку во что бы то ни стало надо избавиться. Лишь на одно не должно распространяться наше слабоволие: на работу. Работать нужно, и нужно уметь заставить себя работать, иначе и сам пропадешь, и все, окружающие тебя, все, кому ты дорог и кто дорог тебе,— пострадают.
Однажды авиационного конструктора Л. Н. Туполева спросили:
— Трудно ли втянуться в работу после перерыва, трудно ли сосредоточиться на работе?
Туполев ответил:
— Вопрос следовало бы поставить наоборот. Труднее отказаться от думанья, чем перейти к нему. И, находясь в театре, я во время антракта могу начать думать о тех вопросах, которые меня занимают. Это может быть и в гостях.
Ничего неожиданного в ответе нет. Мы привыкли читать о громадной работоспособности великих людей — тех, кто страстно увлечен своим делом. Но что же выходит:
конструктору совсем не приходилось прикладывать усилий воли? Воля ему вроде бы и не нужна, раз ее полностью заменяет увлечение?
Однако это предположение нелепо. Про Туполева известно, что это был человек огромной воли.
В чем же секрет? Почему одним людям надо заставлять себя работать, а другим — заставлять себя не работать хотя бы в театре или в гостях?
Попробуем понять это с помощью простой схемы.
Есть человек и есть его дело. Поскольку наше дело — учебное, обозначим его изображением письменного стола, того самого стола, к которому мы никак не можем присесть. Воля человека (в нашем случае) — сила, направленная на дело. Простую эту ситуацию можно изобразить так:
(на рисунке – человек и письменный стол, стрелка от человека к письменному столу)

Но что получается, когда мы никак не можем сесть за работу или бросаем её, не доведя до конца? Мы ругаем себя, заставляем себя... Сила направлена не на дело, а на себя, вот так:
(на рисунке изображен человек, письменный стол, стрелка от человека напрвляется вроде к столу, но поворачивает обратно и упирается в человека)

дело, как видим, в стороне!
Мы неправильно направляем нашу силу!
У конструктора была огромная воля, но направлена она была не на то, чтобы заставлять себя, не на себя, а на дело. Он весь был устремлен к достижению лучших результатов в работе. Воля для него была не шатким мостиком от безделья к делу, а крепкой дорогой «внутри» самого дела, к вершине мастерства и успеха.
Значит, всякий раз, когда не хочется приниматься за работу, надо заставить себя думать — сначала просто думать! — не о том, что не хочется приниматься за работу, а о самой работе. Направлять ту слабую волю, которая все-таки есть у каждого живого человека, не на себя, а на дело!
Между прочим, в этом случае нас меньше начинает волновать успех, мы меньше думаем о том, получится работа или не получится, и поэтому она получается вернее!
Чем меньше у человека сил, тем точнее должны быть они направлены.
Вместо общего вопроса о развитии воли перед нами более понятная задача: как научиться направлять свою волю к цели — то есть к занятиям, к работе?
Чтобы подойти к решению этой задачи, разберем историю из книги доктора военно-морских наук Ю. С. Солнышкова, посвященной проблеме выбора вооружения.
Как-то перед учеными одной страны была поставлена задача: улучшить силы и средства обороны против вражеских подводных лодок.
Ученые начали обсуждать эту проблему и вдруг задали нелепый на первый взгляд вопрос: «А для чего, собственно, надо топить вражеские подводные лодки?»
Им ответили: «Потому что они мешают перевозке военных грузов. Если бы они не топили транспорты, то пусть бы себе и плавали по морям...»
Тогда ученые сказали: «Значит, цель — в перевозке военных грузов? Вот и давайте работать над этой проблемой. Может быть, надо сделать короче плечо перевозки, может, другие какие-то меры принять, и в частности меры борьбы с подлодками... Но будем держать перед глазами главную цель — перевозку грузов!»
Истории подобного рода производят сильное впечатление, потому что они имеют эвристическое значение: они наводят на мысль, помогают открытию. «Эврика!» — «Нашел!» Ведь и в жизни мы иногда проигрываем оттого, что не совсем ясно представляем себе, чего же именно мы хотим. ...
ОПЫТЫ НА СЕБЕ
В первых опытах психологическая подготовка заключалась в том, чтобы привести себя в хорошее настроение, создать установку на интересную работу. Теперь эту подготовку мож­но усложнить, и результаты должны быть лучше.
Если, несмотря ни на что, нет никаких сил взяться за нелю­бимый предмет, то попробуем сначала просто заглянуть в учебник, прочитать материал, хотя бы для того, чтобы узнать, о чем идет речь, и сразу начинаем думать о том, как лучше выполнить задание, как будто все мы — Туполевы. То есть направим волю не на себя, а на работу. По возможности точ­но представим себе, зачем мы садимся за урок, чего мы хо­тим добиться. Постараемся определить цель повыше, позна­чительнее: цель «узнать» — выше цели «получить пятерку», цель «получить пятерку» — выше цели «сделать уроки по­быстрее».
Второе, главное упражнение: поставим перед собой нашу собственную цель и постараемся ее достичь. Ставить цель — это и значит идти навстречу жизни, быть активным. Цель вы
берем такую, чтобы достичь ее можно было в две-три недели ...сражение волгоградского пятиклассника Лени Гринина может показаться боем местного значения, но разве в воспитании воли есть мелочи?
«12 октября. Я никак не могу писать чисто, красиво, без зачеркиваний. Если постараться, то можно хорошо написать. Но я никак не могу писать так же на протяжении всего года. Буквы у меня получаются каждый раз разные, и часть их (те, что хвостиком вниз — «д», «у») получаются некрасивые. У «ц» такой же хвост, как у «у». «Д» загнута в другую сторону.
Другая часть (что хвостиком вверх — «в», «б»…) получают­ся лучше. Остальные когда как. Особенно плохо получаются «ы» и «ь».
Сегодня я, как обычно, сел за русский язык, но с припод­нятым настроением. Сегодня первый день моего опыта. С ве­личайшей осторожностью я начал писать. Сначала я писал медленно, но красиво. Постепенно я начал убыстрять письмо, буквы стали получаться немного хуже. Я быстро спохватился и стал выполнять работу медленнее. Сначала надо научиться писать красиво, а потом быстро. Я как мог старался увлечь себя, и мне действительно стало интересно. Каждая плохо на­писанная буква огорчала меня. Эту работу я выполнил чисто и аккуратно.
Очень жду результатов!
За нее я получил 4. "



Развитие памяти у детей дошкольного и младшего школьног возраста

Для занятий с группой .
Тренировки как зрительной и слуховой памяти, развитие способности к визуализации.
          - Упражнения для развития памяти
          - Игры для развития памяти



5. ЭФФЕКТИВНАЯ РАБОТА МОЗГА. КАК ОБУЧАТЬСЯ БЫСТРЕЕ И ЗАПОМИНАТЬ БОЛЬШЕ.
Дэвид Гэймон, Ален Брэгдон.

ПИТАНИЕ МОЗГА.

Всем известно древнее восточное изречение: "Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, а ужин отдай врагу". Другими словами, ничего страшного не случится, если вы пропустите ужин, но утром нужно плотно поесть.
Разумеется, нет смысла отправляться в дальние страны, чтобы получить подобного рода практические советы. Каждого из нас ругала мать за то, что мы отказываемся от завтрака, и все слышали, что завтрак - самая главная составляющая режима витания. Но так ли это?
Во многих контролируемых экспериментах, которые проверяли эту материнскую мудрость, было отмечено, что пропуск завтрака приводил к ухудшению результатов тестов памяти, внимания, скорости обработки информации и времени реакции. Кроме того, завтрак улучшает
настроение и мотивацию, хотя и не оказывает заметного влияния на коэффициент умственного развития. Другими словами, наибольшее влияние утренний прием пищи оказывает на функции, задействованные в эффективном обучении.
Почему завтрак превосходит обед в отношении повышения возможностей мозга
Для вида деятельности, который требуется в школе и на большинстве рабочих мест, утренний прием пищи имеет большее значение, чем обед и ужин. Более того, исследования, выявившие благотворное влияние завтрака на работу мозга, показали, что обед. отрицательно влияет на способность к обучению и память. Результаты проверки памяти, внимания, скорости обработки информации и времени реакции оказались лучше до обеда, чем после него.
Почему же завтрак и обед по-разному воздействуют на мозг? Вероятно, при утреннем приеме пищи изголодавшийся мозг пополняет запасы энергии и питательных веществ, которые требуются ему для работы.

АРГУМЕНТ В ПОЛЬЗУ ПОСЛЕОБЕДЕННОЙ ДРЕМЫ.

На работоспособность мозга оказывает влияние внутренний суточный ритм организма. Если человека поместить в пещеру и лишить возможности по солнцу или каким-либо другим образом узнавать время, то на протяжении 24-часового цикла обнаружатся два периода времени, когда температура тела снижается и человек естественным образом погружается в сон. Один из них приходится примерно на середину ночного сна большинства людей, а другой наблюдается десять часов спустя, где-то в середине дня. Организм естественным образом придерживается схемы, состоящей из одного длительного периода сна, такого же по длительности периода бодрствования, а затем второго, более короткого интервала сна - то есть послеобеденной дремы. Независимо от режима питания люди ощущают сонливость примерно в одно и то же время. Суточные ритмы организма поощряют сон в середине дня, который часто называют "послеобеденной дремой".
Послеобеденная дрема не может вызвать никаких проблем в странах с традицией сиесты. Однако в Соединенных Штатах сон после обеда - если только вы не в отпуске, не на пенсии, не безработный и не имеете собственного бизнеса - практически невозможен. Обычно просто приходится бороться со сном. Не случайно большинство несчастных случаев на производстве случается именно после обеда, когда внимание и бдительность находятся на самом низком уровне.

ПОДПИТКА ЧАСОВ НА ХИМИЧЕСКОЙ ФАБРИКЕ МОЗГА

Одна из причин разной реакции мозга на завтрак и обед состоит в том, что мозг по-разному синтезирует важные химические соединения из пищи - в зависимости от суточного ритма организма. Например, употребление углеводов может поднять в мозгу уровень нейротрансмиттера серотонина, обладающего успокаивающим действием:
В определенные периоды это может быть полезно, но только не во время обеда, когда внутренний цикл организма приближается к самой низкой точке. Ниже приводится перечень других важных компонентов пищи, а также поясняется, какое воздействие они оказывают в разное время дня.
Глюкоза является источником энергии для клеток всего тела, включая клетки головного мозга, и для того чтобы клетки хорошо справлялись со своей работой, недостатка в ней быть не должно. Организм без труда получает глюкозу из углеводов (крахмал в картофеле или макаронах,
например, состоит из множества соединенных в цепочки молекул глюкозы). Уровень глюкозы в крови обычно коррелируется с результатами теста памяти. Чтобы мозг мог нормально функционировать, концентрация глюкозы в крови должна поддерживаться в определенном диапазоне. Если содержание глюкозы понизится слишком сильно, у человека, начнут путаться мысли, и он даже может потерять сознание.
Белок образуется из компонентов, которые называются аминокислотами и тоже оказывают существенное влияние на эффективность работы мозга. Для синтеза нейротрансмиттеров - химических соединений, при помощи которых клетки головного мозга передают сигналы друг другу, - мозг нуждается в различных аминокислотах. Аминокислота тирозин требуется для выработки таких нейротрансмиттеров, как допамин, норэпинефрин и эпинефрин, участвующих в формировании настроения, бдительности и концентрации.
Пища, состоящая исключительно из углеводов - например, только макароны или хлеб, - обеспечит поступление глюкозы в клетки головного мозга и повысит уровень серотонина. Однако концентрация других нейротрансмиттеров, включая те, которые отвечают за внимание и функцию памяти, понизятся. Богатая углеводами "успокаивающая" пища может быть уместна вечером, но в другое время дня, когда нужно учиться.
Поэтому для эффективной работы когнитивной функции пища должна содержать сбалансированное количество углеводов и белков - по крайней мере, пока не пришло время ложиться спать.

ВИТАМИНЫ И МОЗГ

Большинство витаминов, которым приписывается способность защитить мозг, относятся к антиоксидантам. Антиоксиданты - это вещества, которые защищают клетки от свободных радикалов кислорода, которые представляют собой чрезвычайно реактивную молекулу кислорода е неспаренным электроном. Мозг сжигает огромное количество кислорода. Кроме того, в нем содержится много полиненасыщенных жирных кислот; их масса "оставляет две трети массы всего мозга. Полиненасыщенные жирные кислоты наиболее более уязвимы перед свободными радикалами. Таким образом, клетки головного мозга оказываются особенно чувствительны к окислительному стрессу, и поэтому антиоксиданты оказывают на них благотворное действие.
Витамин Е - антиоксидант, которому приписывают самую важную роль в защите мозга от старения и даже в снижении риска развития болезни Альцгеймера. (Другим витамином" который в прошлом считался ответственным за защиту клеток головного мозга, является витамин С, однако новейшие исследования поставили его эффективность под сомнение.) Несмотря на неоднозначность результатов экспериментов, некоторые из них показали, что люди с повышенным содержанием витамина Е в крови лучше справляются с тестами памяти, что богатая витамином Е пища коррелируется с последующим повышением когнитивных способностей, и даже то, что пищевые добавки с витамином Е способны замедлить развитие болезни Альцгеймера. Богатым источником витамина Е являются растительные масла.
Другая теория о защитных функциях витамина Е фокусируется на способности этого вещества предохранять от сердечно-сосудистых заболеваний. Витамин Е предотвращает окисление липо-протеина низкой плотности, или так называемого "плохого" холестерина" которое приводит к его осаждению на стенках сосудов, провоцируя инсульт.

Витамин В

Витамин В не относится к аитиоксидантам, но некоторые работы показмаают, что люди с низким уровнем витамина В в крови, пища которых бедна этим веществом, демонстрируют низкие результаты в тестах, требующих памяти и абстрактного мышления. На самом деле существует множество витаминов группы В, но с поддержанием функций мозга чаще всего связывают витамины В6, В12 и фолиевую кислоту. Фолиевой кислотой богаты зеленые листовые овощи, цитрусовые и цельное зерно.
Повышение концентрации витаминов В в крови, и особенно фолиевой кислоты, приводит к снижению концентрации гомоцистеина, аминокислоты, которая повышает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. Некоторые работы даже выявили корреляцию между повышенным уровнем гомоцистеина и болезнью Альцгеймера.

Нейротрансмиттер памяти

Глюкоза углеводов играет и более специфическую роль в укреплении памяти, поскольку она важна для выработки ацетилхолина, часто называемого нейротрансмиттером памяти. Мозг синтезирует это вещество путем соединения аминокислоты под названием холин с ферментным активатором ацетил-коэнзимом А. Холин поступает в организм из различных продуктов, но особенно богаты этим веществом яйца, печень и соевые бобы. Основным источником ацетил-коэнзима А является глюкоза. При недостатке глюкозы уровень ацетилхолина в мозгу тоже понижается и становится недостаточным для нормальной работы памяти. Таким образом, обеспечивая достаточное поступление глюкозы, мы не только питаем клетки головного мозга, но и повышаем уровень специфического нейротрансмиттера, необходимого для хорошей памяти.
Разумеется, разные люди могут по-разному реагировать на одни и те же продукты, а реакция разных организмов на углеводы в значительной степени отличается. Поэтому каждый из нас должен наблюдать за реакцией своего мозга и организма в целом на ту или иную пищу, чтобы выявить, какие продукты нам лучше подходят. Люди, отличающиеся повышенным беспокойством и по результатам тестирования личности обнаруживающие высокий уровень нейротизма и низкий уровень экстраверсии, обычно испытывают меньшую сонливость после обеда. Для них плотный обед в середине дня может оказать благотворное воздействие, помогая обрести спокойствие. Однако для большинства людей предпочтительнее легко перевариваемый обед со сбалансированным количеством белков и углеводов. Обильная или жирная еда вызовет перегруза пищеварительной системы и приведет к оттоку крови от мозга. Мозг будет работать лучше, если с полудня до позднего вечера один плотный обед заменить несколькими легкими "перекусами".

РЫБА: ПРЕВОСХОДНАЯ ПИЩА ДЛЯ МОЗГА - И ЛЕКАРСТВО ОТ ШИЗОФРЕНИИ?

Все мы слышали оригинальную характеристику рыбы как "пищи для мозга". Неизвестно, откуда у рыбы такая репутация, однако вполне возможно, что причиной этого является содержащийся в рыбе белок, который поставляет аминокислоты, необходимые для синтеза химических соединений, использующихся для передачи сигналов между клетками головного мозга. Новейшие исследования привели к появлению теории, что содержащиеся в рыбе жиры обладают защитными функциями по отношению к мозгу и всему организму. Некоторые из этих работ выявили связь между низким уровнем рыбьего жира и психическим расстройствами, включая депрессию, маниакально-депрессивный психоз и даже шизофрению.

ПОЛИНЕНАСЫЩЕННЫЕ ЖИРЫ W-З

Несмотря на распространенность разговоров о необходимости снижения количества жиров в нашем рационе, в действительности все несколько сложнее. Избыточное потребление холестерина и насыщенных жиров, содержащихся в яйцах масле и жирном стейке, может привести к развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Другое дело - ненасыщенные жиры, такие, как мононенасыщенные жиры в оливковом масле или полиненасыщенные жиры в рыбьем жире. Жирные кислоты W-З, одна из разновидностей полиненасыщенных жиров, используются для строительства мембран в клетках всего организма, заключая сердце и мозг. Они относятся к классу жизненно важных жирных кислот, поскольку наш организм -не способен синтезировать их самостоятельно и они должны поступать к нам с пищей. В отсутствие достаточного количества жирных кислот W-З организм для построения мембран клеток мозга начнет использовать другие, менее подходящие для этой цеди соединения, что приведет к нарушению нервней проводимости и связи между клетками. Некоторые исследования выявили, что недостаток жирных кислот W-З особенно сильно влияет на работу моноаминов, к которым относятся такие нейротрансмиттеры, как серотонин, допамин и норэпинефрин, играющие важную роль, помимо прочего, и в управлении настроением. У некоторых народов рацион богат жирными кислотами W-З, но большинству людей их не хватает. Оценка содержания W-З в пище наших далеких предков показывает, что в рационе современного человека значительно снизилось относительное содержание этих соединений. Многочисленные и разнообразные исследования указывают на возможную роль жирных кислот W-З в снижении риска инсультов, сердечных болезней и психических расстройств, и поэтому многие врачи и диетологи рекомендуют увеличить их потребление. Новейшие исследования доказали эффективность применения содержащих рыбий жир пищевых добавок в борьбе с депрессией и маниакально-депрессивными неврозами.

КОФЕИН

Средство для остроты ума - в умеренных количествах
Кофеин приходит к нам в разнообразных и довольно привлекательных формах - кофе, чай, кола. Многие профессиональные писатели утверждают, что чашка вкусного крепкого кофе не только будит воображение, но и позволяет найти выход из творческого тупика. Все работодатели знают, что неограниченное количество кофе повышает производительность рабочих, выполняющих скучные и монотонные операции. Научные исследования подтверждают оба этих заявления. Эксперименты по измерению беглости речи, образности письма и свободы ассоциаций показали, что кофеин действительно помогает справляться с творческой работой. Другие исследования подтвердили, что кофеин увеличивает производительность при выполнении знакомых, повторяющихся действий, требующих простых решений и быстрой реакции, таких, как управление автомобилем, сортировка почты, ввод текста в компьютер. Чудодейственный кофеин - самое распространенное психоактивное лекарство в мире.
С учетом всех этих фактов было бы логично предположить, что стимулирующая и возбуждающая способность кофеина применима к функциям обучения и памяти - и многие учебники подтверждают эту точку зрения.
Некоторые исследования показали, что кофеин помогает усваивать новую информацию, поскольку обостряет внимание и уменьшает время реакции, а также улучшает настроение и мотивацию. Воздействие кофеина на мотивацию отчасти объясняется тем, что он взаимодействует с теми же допаминовыми системами мозга, которые обуславливают удовольствие от амфетамина и кокаина. Наряду с улучшением обучаемости и повышением производительности кофеин может и ухудшить производительность - в зависимости от того, какую задачу вы пытаетесь решить.

ОТДЕЛЯЕМ ЗЕРНА ОТ ПЛЕВЕЛ

Было показано, что по мере усложнения задач кофеин не только не повышает производительость, но может оказывать отрицательное воздействие, мешая сконцентрироваться. Кроме того, кофеин способен затруднить выделение важной информации и отбрасывание несущественной. Таким образом, он может нарушать способность обрабатывать информацию в режиме реального времени и использовать ее для решения сложных проблем. Все это компоненты рабочей памяти, которая играет важную роль как в решении сложных задач, так и в обучении новым приемам разрешения проблем. С увеличением нагрузки на рабочую память влияние кофеина меняется с благоприятного на неблагоприятное.

К примеру, в одном из экспериментов одной части испытуемых давали кофеин, а другой нет. Всех участников эксперимента попросили запомнить комбинации, состоящие из двух, трех или четырех букв, и нажимать на кнопку каждый раз, когда соответствующая комбинация появляется на экране. Электроэнцефалограммы, отражающие активность мозга, показали существенное повышение активности, когда испытуемые видели хранящиеся в их памяти комбинации букв. Однако у тех, кто получал кофеин, точно такой же всплеск активности наблюдался и в тех случаях, когда на экране появлялись другие буквы. Иными словами, их мозг с трудом отбрасывал несущественную, отвлекающую информацию и фокусировался на значимых данных.

ОЧЕНЬ БОДРЫЙ, НО НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ

Другие исследования подтвердили, что кофеин может препятствовать сознательному вниманию - намеренной фокусировке на определенной информации, - одновременно повышая бессознательное внимание, то есть отвлечение на несущественные раздражители. Это приносит наибольший вред, если выполняемая задача является для вас новой, но, с другой стороны, кофеин может оказаться полезным, уменьшая время реакции. Щ самом деле он защищает вас от скуки. Но когда задача становится более сложной, обусловленное кофеином ускорение реакции компенсируется потерей фокусировки в результате отвлечения, и итоговый результат ухудшается.
Вот еще один пример неоднозначного воздействия кофеина на эффективность выполнения простых и сложных задач. Кофеин улучшает результаты выполнения теста, когда тестирующий читает вслух последовательность цифр (скажем, 3-8-7-9-5), а от испытуемого требуется повторить их. Тем не менее, когда участнику эксперимента предлагают повторить цифры в обратном порядке - эта задача сильнее нагружает рабочую память, - кофеин ухудшает результаты.
Пример из реальной жизни - изучение эффективности работы менеджеров в офисе. Когда менеджерам давали по 400 миллиграммов кофеина дополнительно к их ежедневной норме (что эквивалентно примерно четырем чашкам кофе), их реакция улучшалась, и это помогало им эффективнее справляться с простыми задачами, которые требовали быстрой реакции. Но по мере усложнения задач менеджеры проявляли худшую степень использования возможностей - более важная предпосылка успеха менеджера, - и эффективность их работы падала. Термин "использование возможностей" означает оперативное использование поступающей информации для принятия решений, требующее последовательного мониторинга и организационных действий. Для этой важной разновидности организационного мышления быстрота реакции не только не нужна, но может оказаться вредной, приводя к непродуманным решениям.



Медновости (http://www.mednovosti.ru):


Чувство голода обостряет память

Запоминать большие объемы информации, а также сдавать экзамены лучше на голодный желудок, сообщает журнал Nature Neuroscience.
Ученые из Йельского университета установили, что под воздействием гормона голода - грелина - увеличивается количество нервных соединений между клетками головного мозга в отделе, отвечающем за формирование памяти.
Грелин - это гормон, отвечающий за появление чувства голода. Грелин вырабатывается пустым желудком и тонким кишечником, и поступает в кровеносное русло. Непосредственно перед приемом пищи уровень грелина в крови возрастает и возникает желание поесть.
Ранее ученые выяснили, что появление чувства голода связано с воздействием грелина на отдел мозга под названием гипоталамус.
Исследователи из Йельского университета изучили эффекты грелина на мышах.
Для этого была выведена специальная линия мышей, у которых отсутствовал ген, отвечающий за выработку грелина. Выяснилось, что у мышей, у которых отсутствовал гормон голода, было на 25% меньше "синапсов" - нервных соединений между клетками гиппокампа. Гиппокамп является областью мозга, участвующей в формировании памяти.
Кроме того, инъекции грелина проводили обычным мышам. При этом у мышей возрастало количество соединений между нейронами (клетками нервной системы) в гиппокампе. Специальные тесты подтвердили заметное улучшение обучаемости и памяти грызунов.
"Исследование предоставляет свидетельства того, что грелин может контролировать высшие мозговые функции и дает возможное объяснение молекулярной взаимосвязи между способностями к обучению и метаболизмом энергии", - сообщили исследователи.
По мнению авторов, грелин может быть использован в создании новых средств, улучшающих память, в частности при болезни Альцгеймера. Однако побочным эффектом такого лечения будет увеличение массы тела, замечают ученые.