Примоминание способом "пароль - отзыв".
Как это работает




У ассоциаций есть свои законы.

Чтобы метод работал, нужно применять его правильно.
Поговорим о принципах, которые помогут вам легко и непринужденно, "легким движением мысли", отправлять новые слова и прочую нужную информацию в самое надежное "файлохранилище" - собственную память.

Итак, вы составляете фразы-подсказки, подобные тем, с которыми познакомились в предыдущем выпуске.
Представляйте в движении и вживе выбранные ситуации,  заметьте – чем ярче и нелепее картинка, тем вероятней, что она застрянет в памяти.
Если вам лучше дается запоминание на слух, то прочитайте написанное громко, интонационно выделяя ключевые места.
Обратите особое внимание на основные слова в каждой фразе – в ней обязательно должны присутствовать:  перевод изучаемого понятия  и созвучие к корню иностранного слова – можете произносить вслух только их, а связь представлять в виде мысленной картинки.  Проговорите четко: ZORGI - Заботимся об ОРГанизации; AKRA - [аб] острый КРАй; AVO - дед на зАВОде; каРАНДашом по краю и тп.

Итак - созвучие это пароль. "Спрячь кашу", "ридикюль - смехакуль": "кашу" и "ридикюль" в этих фразах - пароль, а kaŝu, ridi - отзыв.
Таким образом задача сводится к созданию надежной связи между запоминаемым словом и подсказкой, чтоб на пароль ridi немедленно следовал отклик - ридикюль (+последущая фраза со словом "смех"); а на пароль "спрячь", тут же возникало сочетание "спрячь - кашу".

Рассмотрим процесс составления ассоциативной подсказки:
для запоминания некоего иностранного слова находим к нему созвучие,
допустим слово PEKO - грех [пЭко].
Лежащее на поверхности созвучие - ПЕКут. Связь находится без труда - грешников в аду на пламени пекут.
Или более конкретный предмет:
MELONO - дыня. Созвучие находим, например в слове поМЕЛО.
но найти созвучие недостаточно - когда вам понадобится ответить на вопрос: - Как "дыня" на эсперанто? - вы не вспомните, что там было за созвучие. "Помело" к "дыне" надо крепко привязать ассоциацией, тогда сам предмет вытянет из глубин памяти нужную подсказку.
Как привязать? Нужно придумать сюжет, сценку, в которой оба предмета учавствуют вместе, взаимодейтвуют, приходят в соприкосновение. Дайте волю фантазии, вообразите себя сценаристом-мультиликатором в жанре страшилка-фентази и сочините как можно более яркое и выразительное действо. Что-нибудь вроде нашествия дынь-агрессоров, которых сбивают, накалывают на лету на рукоятки боевые-сторожевые метлы. Или что yгодно другое на ваш вкус.

Итак, правило первое:
у вас имеются сопоставляемые предметы - которые представляют перевод и созвучие, они должны в "запоминалке" и в вашем воображении соприкасаться и взаимодействовать.

Напр., недостаточно представить бегемотика с разверзтой пастью из запоминалки № 2  - нужно мысленно прокрутить «видеосюжет» :  горБУШки стаей влетающие в распахивающийся РОТ , с акцентом на ключевые слова.
«Мыло "САмо ПОмоет"» – тут подойдет боевик по мотивам Мойдодыра: представьте, как за вами гонится яростное мыло, норовящее вцепится в волоса . 
Отвлеченные описания преобразуйте в конкретные:  «дед-морозы пРИ ПАРаде ЧИНЯТ…»  - четко прокрутите соответствующий сюжет – яркая бархатная форма – марширующие парадом Деды, двое при всем наряде остановились починить-подштукатурить шоколадку.
«ЧЕСнок решил ИСправиться, и перестал нам нравиться»   просто помнить изображение чеснока – этого мало,   пусть это будет подвижное изображение: живая головка чеснока, крупная как мяч, в ужасе морщится от острого запаха и отчаяно поливается дезодорантами - чтобы ПЕРЕСТАТЬ пахнуть чесноком.

 Следующая закономерность:
Если сюжет позволяет, еще лучше представлять  незавершенное или прерванное действие, когда «герою» сюжета что-то мешает выполнить то, что он намеревался

Ладошку ПОЛную МОрошки - мысленно увидеть нетрудно, чтобы картинка надежней врезалась в память, представьте, что ягоды так и норовят выпрыгнуть, разбегаются, как живые, вам надо их удержать в ладони, не привратив при этом в кашицу.
Наступать нА ГРАБЛи нЕ приятно: неприятность этого происшествия тоже обставьте в мультяшном стиле - с мгновенно вырастающей огромной шишкой на лбу.

Иван-КРЕСтьянсКИй сын – рос не по дням, а по часам.
Пусть он буквально в огороде растет (среди кресс-салата), его поливают, а он поднимается прямо на глазах.
И слова-созвучия представляйте буквально:
Охвачено цепью древо у моря 
- представьте «мультик»,  где « хищная цепь догоняет и обхватывает дерево за ствол»,
стоит оно «схваченое», не может отбиться.
МИНА ЦепляетСя к борту - Еще один «мульт»: рогатый шар – мина вытягивает щупальце, срываясь цепляется к скользкому борту, злобно шипит и угрожающе машет другим щупальцем.
ТЕНнИсист ракетку держит крепко: понятно что в этом сюжете ракетка пытается вырваться и улететь.

Следующее правило:
    Для большей выразительности мысленной картинки  представляйте предметы в необычном качестве – преувеличенными или уменьшенными или изготовленными из непривычного материала:

Кормить - делать что бы пища оказалась вНУТРИ.
Нарисуйте мысленно брюхо, растягивающееся, такое огромное, что внутрь войдут «заводы и пароходы».
В  КАПкан ТИгра не поймать.
Представьте движущийся капкан, клацающий зубьями – и "мультяшного" тигра, которого зубья хватают за хвост, хвост растягивается как резиновый, вырывается с оглушительным треском, тигр отлетает и расплющивается обо что-нибудь - традиционный анимационный "ход мысли".

Особенно важно ясно видеть сюжет, запоминая отвлеченные понятия:
ИM ПрОСТО – не платят imposto: вообразите стоящих в очереди муравьев, возбужденно машуших квитанциями на налог, которым их обложили за землепользование .
ВеНКИ - победителям! нужно придумать венки из какого-нибудь непривычного сырья: что подскажет ваша фантазия - от рулонов туалетной бумаги, до нанизаных на веревку чайников(приз выдающимся "чайникам" естественно), что угодно неожиданное, чем бы вы могли озадачить воображаемых победителей.


Вспомогательный прием: рисуйте кроки.
Кроки - это такие незатейливые рисунки черточками, каракули, они получаются абсолютно у всех (умение рисовать для этого не требуется).
Самостоятельно начерканые забавные картинки помогают запечатлить ассоциативный образ,
ими удобно пользоваться как подсказками для припоминания:
перечитывание слов списком, в виде длинной ровной колонки, мало что даст и на двадцатый раз,
а просмотрев несколько раз "галерею" собственноручных изображений, в стиле "рисунок на промокашке",
вы загоните нужные слова в память легко, "с писком" =)

Пара примерчиков:

ELPI - выть      
Под ЕЛью ПИск и вой - кто это там такой?

BOJI - лаять      
Пес ряБОЙ лает - бой-бой!

_______________________________________

Для эффективной работы главное не просто научится подбирать "ключи" к новым словам, а научиться находить их быстро - вот тогда вы начнете "хватать слова налету".
Скорость и изящество вещи плохо совместимые: не старайтесь придать зацепкам отточеную форму.
Если первое, что пришло в голову на SOPIRO-тоска - "СОПИ РОжа тоскливая", то пусть оно и будет,
TESTUDO - черепаха: ТЕСТо+СТУДень - Запеченное до корочки тесто+студень внутри, по легенде черепаху как раз в печи пекли;
ассоциации создаются для внутреннего пользования, никто ваши мысли не подслушает.




Еще раз повторите три приема составления воображаемого сюжета:

- предметы, которые нужно связать между собой, должны в мысленной картинке представляться взаимодействующими: сталкивающимися, борющимися; один на другой наколот или один в другом помещается.

- для выразительности картины представляем предметы с непривычными особенностями: огромными, растягивающимися как в мультфильме, надувными, или из необычного материала.

- незавершенное действие или действие, которому что-то мешает – лучше запоминается.

В каждом случае можно использовать один из приемов или их сочетание.Поступайте подобным образом со всеми строчками, в том числе и с теми, которые вы сочините сами - и сможете запечатлеть их за непродолжительное время.

Домашнее задание:
Выберите, какой из способов лучше подходит следующим словам:

PROVI - пробовать
TESTUDO - черепаха
PREMI - давить, нажимать
LITO - кровать
BERO - ягода
BRUSKA - резкий, грубый, крутой
LAĈO - шнурок
PLAĈI - нравиться
SITELO - ведро
STROBILO - шишка
LACО - усталость
PALACO - дворец



Опишите, какие образы вы использовали для их запоминания.

Приведите примеры использования  каждого из трех  приемов построения мысленной катринки.
Поместите свою работу на форуме курса.